Искусственные неровности порой устанавливаются с нарушениями ГОСТа. Иногда они не обозначены дорожными знаками и разметкой. Их замечаешь, лишь когда передние колеса уже подпрыгивают вверх. Насколько такая внезапная встреча опасна для машины?
Лежачие полицейские показали свою эффективность для снижения скорости потока транспорта и устанавливаются иногда даже там, где по закону их быть не должно. Порой съезд со скоростной автострады перед равноценным перекрестком заканчивается искусственной дорожной неровностью (ИДН), и автомобили вынуждены экстренно тормозить перед ней. Перед особенно опасными участками дорог устанавливается три или четыре ИДН подряд. Таким образом ими защищаются пешеходные переходы, где часто появляются дети.
Защита — это всегда хорошо, однако во время ремонтных дорожных работ разметка исчезает, как и светоотражающие знаки, и от водителей требуется большое мастерство, чтобы разглядеть издалека такие препятствия и минимизировать последствия. О том, как страдает автомобиль от подобных ударов и как от них защититься, рассказывает автомобильный эксперт, инженер и капитан раллийной команды «ГазРайд Спорт» Вячеслав Субботин.
Удар с ходу
Среди некоторых водителей бытует мнение, что проезжать через искусственные неровности необходимо с ходу, то есть не снижая скорости. Таким образом создается иллюзия, что колеса слишком быстро отрабатывают препятствие и влияют на поведение кузова. Машина продолжает идти ровно, без покачиваний. Этот прием используется в основном на небольших лежачих полицейских, собранных из резинометаллических конструкций.
Однако маленькие устройства с высокой кривизной поверхности порой наносят максимальный вред машине при быстром проезде.
Высота искусственной дорожной неровности (ИДН) не должна превышать 7 см, однако некоторые лежаки делаются и свыше 10 см. Кроме того, часто перед ними выкрашивается асфальт, отчего суммарная высота неровности становится выше еще на сантиметр — полтора. Однако ход подвески MacPherson у современных легковых автомобилей, да и ряда кроссоверов составляет 10-13 см.
Неудивительно, что подвеска не в состоянии полностью погасить удар и перераспределяет энергию на кузов. Получается удар в амортизатор.
Если проезжать лежачий полицейский со скоростью свыше 60 км/ч, то из-за высокой кривизны поверхности ИДН шток амортизатора перемещается слишком быстро. Его скорость превышает критическую, и амортизатор на мгновение блокируется. Энергия удара бьет по внутренним клапанам и прокладкам.
Кроме того, шток попадает в ограничитель, и энергия уходит далее в опорный подшипник подвески MacPherson, соединяющий ее с кузовом. Эти детали очень не любят сильных ударов, превышающих расчетные, и ломаются при активном проезде препятствий.
Достаточно трех — четырех сильных ударов при проезде ИДН на скорости 90—120 км/ч, чтобы вывести их из строя.
Кроме того, вектор удара направлен не только вверх. Его результирующая имеет еще и горизонтальную направленность. А значит, удар идет в сайлентблоки, в рычаги и в стабилизатор. При частых пробоях подвески сайлентблоки не могут выдерживать критические нагрузки и тоже выходят из строя. Появляются люфты и зазоры. Автомобиль теряет четкость в управляемости.
Пять — шесть хороших ударов при проезде ИДН на скорости в 90—120 км/ч могут привести к подобным результатам.
Как же правильно проезжать по лежачим полицейским?
Безопасной скоростью считается 40 км/ч. Однако некоторым автомобилям с жесткой и короткоходной подвеской приходится замедляться до 20 км/ч, чтобы не почувствовать неприятного удара.
Перед проездом необходимо сбрасывать скорость заранее, а перед въездом на ИДН отпускать педаль тормоза, чтобы разгрузить передние амортизаторы и дать штоку вернуться в рабочее положение.
Некоторые водители проезжают ИДН по диагонали. В этом случае удается увеличить радиус кривизны поверхности и сократить скорость перемещения штока. Автомобиль как бы заползает на холмик боком. Тем самым значительно снижается ударная нагрузка и дискомфорт для людей в салоне. Правда, предпринимать такой маневр можно только на пустой дороге, чтобы исключить столкновения с другими машинами, следующими в одном потоке транспорта.
Источник: https://aif.ru/auto