На первый взгляд гидравлическая система обладает достаточной надежностью и выдерживает высокое давление, необходимое для передачи усилия к суппортам. При экстремальном замедлении суппорты так схватывают диски, что раскаляют колодки. Высокая температура передается от дисков к легкосплавным колесам и переходит к рабочей жидкости, которая в силу физических свойств может вскипать.

Точка кипения

Существует несколько типов тормозных жидкостей, рассчитанных на разные условия эксплуатации. Все они отличаются друг от друга по характеристикам и по назначению.

Жидкость стандарта ДОТ-3 производится из полиэфира и полиэтиленгликоля и предназначена для автомобилей старых конструкций с барабанными тормозами. ДОТ-3 имеет критическую температуру в 150 градусов и плохо сопротивляется перегреванию. Поэтому ей противопоказан динамичный стиль езды.

Жидкость ДОТ-4 изготавливается из тех же материалов с помощью добавления химических присадок, повышающих температурную стойкость на 50 градусов. Такая жидкость надежно работает уже при 200 градусах без потери эксплуатационных свойств, чего вполне достаточно для использования на подавляющем большинстве массовых автомобилей.

ДОТ-4 совместима с ДОТ-3 и может смешиваться с ней. Но такое разбавление допустимо лишь для временного ремонта, к примеру, для добавления и проезда к месту последующей прокачки тормозов.

Для спортивных машин разработана специальная жидкость ДОТ-5, которая, помимо множества химических добавок, имеет в своем составе силикон. Рабочая температура у ДОТ-5 доходит до 260 градусов, из-за чего она несовместима с другими сортами тормозных жидкостей. При их смешивании химические присадки теряют стабильность и при перегреве выпадают в осадок, что резко снижает эксплуатационные характеристики жидкости. Для автомобилей с электронными системами стабилизации и распределения усилий на колодках предназначена жидкость из той же группы ДОТ 5.1/ABS. Она лучше реагирует на резкие снижения давления в системе с целью борьбы с блокировками колес.

Растворение воды

Такие жидкости могут передавать усилие практически без потерь, однако все они без исключения имеют спиртовую основу и очень хорошо растворяют в себе воду из окружающего воздуха. Пары воды проникают через крышку наливного бачка и собираются внутри на стенках сосуда в виде конденсата. Соответственно, растворение этих капелек со временем препятствует бесперебойной работе тормозов. А такой процесс принимает угрожающие масштабы примерно через три года.

Достаточно растворить в общем количестве тормозной жидкости 2-3% воды, и температура ее кипения снизится на 30-50 градусов. Но опасно другое. При высоком давлении вода превращается в пар локально в тормозной системе. Пузырьки образуются мгновенно даже при невысоких температурах жидкости. Они не могут держать давление.

При продавливании педали тормоза она словно проваливается и ощущается резкое снижение эффективности замедления, что чревато ростом пути торможения. Автомобиль перед остановкой проходит гораздо большее расстояние, чем обычно.

Именно из-за риска таких локальных вскипаний тормозной жидкости производители автомобилей и предписывают не ждать три года, когда жидкость наберет воду, а менять ее планово через каждые два года или через 30-40 тысяч километров пробега. Тогда можно будет исключить потери ее эксплуатационных свойств.

Если автомобиль приобретен подержанным и неизвестно, когда предыдущий хозяин менял тормозную жидкость, то лучше не ждать, а сразу поменять ее на новую. Кроме того, еще одним сигналом для незамедлительной замены является помутнение тормозной жидкости и выпадение в ней темного осадка. Это значит, что пакет присадок перестал выполнять свои функции и в результате ряда химических реакций состав жидкости нарушился.

 

Источник: http://www.aif.ru